В ряде фрагментов «Повести временных лет» мы находим реляции, которые действительно могли убедить Длугоша в верности отождествления днепровских полян с поляками. В первом случае такой «зацепкой» можно считать определение «польская земля», примененное к Киеву и его окрестностям. Во втором случае,сообщая о масштабах распространения народов «словеньского языка», русский летописец упоминает о том, что среди них были «и Чехи и Ляхи, и Поляне, которые ныне зовутся Русь». Имеющее здесь место упоминание ляхов и полян в одном ряду с чехами, могло подтолкнуть Длугоша к выводу о происхождении отождествлявшихся с полянами руссов от поляков.
Исследователи хроники Длугоша указывают на то, что его позиция по вопросу происхождения Руси объясняется прежде всего политической ангажированностью польского автора, его стремлением обосновать претензии польского государства на соседние с ним земли восточных славян, а так же неприязнью, которую вызывала у поляков схизматическая религиозная ориентация населения русских земель.
Матвей Меховий существенно расширил представления своих современников о восточных славянах. В вводном разделе «Трактата о двух Сарматиях» он указывает на то, что «в Европейской находятся регионы руссов или рутенов, литовцев, москов и другие, прилегающие к ним» . Такое разделение обосновывается во второй книге трактата, в составе которой русским землям посвящена самостоятельная глава «О Руси».
Свежие комментарии